Конкурент - лучший друг, или как оценивать действия конкурентовы
Успешное развитие Вашего интернет проекта возможно как без конкурентов, так и с оными. Но если конкуренты есть, а сейчас очень трудно найти тему для сайта, где бы ни было конкурентов, то их попытки обойти Вас или вырваться вперед, должны Вас подталкивать к более активным действиям. Следите за своими конкурентами, оценивайте их шаги, старайтесь сделать лучше и быть на шаг впереди. В этом залог Вашего процветания.
Однако, если вы не будете знать о конкурентах ничего и не будете знать за счет чего их сайты становятся более популярными, то рано или поздно вы окажетесь вне игры, а догнать их потом будет очень сложно. В этой статье я рассмотрю некоторые аспекты оценки действий конкурентов и возможные ответные шаги с Вашей стороны.
Допустим, сначала Вы шли нога в ногу с Вашим конкурентом, посещаемость была примерно одинакова, но вдруг, сайт конкурента стал медленно, но верно вырываться вперед.
В этом случае, Вам первое, что нужно сделать — попытаться выяснить, какие новые услуги, товары или еще что-то стал предлагать конкурент своим посетителям. Если же по его сайту никаких видимых изменений не видно, постарайтесь узнать источники его траффика.
Как узнать, почему посещаемость конкурента больше?
Если сайт зарубежный, одним из инструментов, который может Вам помочь, является сервис, предлагаемый alexa.com, а именно: alexa tool bar. После установки этого plug-in'а для Internet Explorer'а Вы сможете увидеть, куда еще ходят посетители сайта конкурента. Правда, можно обойтись и без установки, достаточно зайти на сайт alexa.com и в строку поиска ввести URL конкурента. Таким образом, можно выявить, так сказать, ареал обитания посетителей Вашего конкурента. Хотя нужно признать, что данные alexa.com неточные, т.к. далеко не у всех пользователей Интернета установлено программное обеспечение alexa.com. Но все-таки кое-какую информацию там почерпнуть можно. Затем исследуйте сайты из полученного списка, возможно на них размещена реклама, или был произведен удачный обмен ссылками и т.д. В общем, стратегия действий ясна.
Если же сайт рассчитан на русскоязычную аудиторию, то в добавок к alexa.com (для большинства русскоязычных сайтов этот инструмент практически бесполезен) нужно попытаться посмотреть статистику счетчиков, если они установлены. Откуда идет траффик можно узнать из статистики счетчиков HotLog и TopMail, если доступ к статистике открыт.
Если установлены счетчики и статистика открыта.
В этом случае, считайте, что Вам повезло, т.к. с их помощью Вы сможете узнать практически все о том, откуда приходят посетители на сайт конкурента. Немного подробнее о том, на что именно нужно обращать внимание при просмотре статистики.
Сначала поговорим о счетчике HotLog, т.к. он предоставляет наиболее исчерпывающие данные (с некоторыми ограничениями) об источниках траффика.
Допустим, Вы обнаружили, что на сайте Вашего конкурента установлен счетчик HotLog.
У Вас два пути, Вы можете зайти на страницу статистики путем ввода ID, или же через поиск по рейтингу HotLog. Второй вариант нецелесообразен, он рассматриваться не будет.
Для доступа к статистике узнайте ID установленного счетчика, это можно посмотреть в HTML коде счетчика. Но в принципе, достаточно подвести курсор мыши на счетчик и в строке состояния высветится, ссылка, а число после знака "?" и будет ID. Однако не всегда на странице видно, что счетчик HotLog установлен, т.к. раньше можно было ставить невидимый счетчик. Чтобы быть уверенным, установлен счетчик или нет, откройте HTML код страницы и задайте поиск по слову «HotLog», Вам все сразу будет ясно.
Когда ID выяснили, то заходите по адресу www.hotlog.ru и вводите его в нужное поле.
После ввода ID может оказаться так, что доступ к статистике закрыт, тогда Вам тут ничего не светит. Или же он открыт, но самые интересные разделы закрыты, что тоже плохо. В рассматриваемом примере, доступ открыт ко всему :).
Допустим, Ваш конкурент yellowpages.ru (просто первое, что в голову пришло), смотрим статистику:
Как видно, наиболее интересная часть статистики открыта (помечено красным прямоугольником). Именно там и заключена наиболее ценная информация.
По порядку. Раздел «Ссылающиеся страницы» покажет Вам с каких стрнаиц идут посетители. Вы сможете выявить наиболее мощные источники траффика (выделены красным):
Вы также сможете выяснить, с каких поисковых систем в основном приходят посетители, по каким поисковым запросам. Потом Вам нужно будет проверить, какие позиции по этим словам/фразам занимает Ваш сайт. Возможно, Вам нужно будет провести ряд мероприятий по повышению видимости сайта по этим запросам.
Из рисунка видно, какие поисковые системы обеспечивают наиболее заметный траффик.
По каким запросам наиболее часто приходят посетители с поисковых систем видно из отчета «Поисковые слова».
Все, со счетчиком HotLog разобрались. Но не всегда установлен этот счетчик, или доступ к статистике закрыт, тут немного может помочь счетчик TopMail, он достаточно часто устанавливается на сайтах.
Для того, чтобы получить доступ к статистике установленного счетчика, нужно: сначала кликнуть по нему, откроется рейтинг сайтов, в рейтинге найти нужный сайт и кликнуть по иконке с гистограммами:
Если же рядом с сайтом изображена иконка с замком, то это значит, что публичный доступ к статистике закрыт.
В меню отчетов, Вы сможете выбрать наиболее интересующие Вас разделы (наиболее ценная информация в разделе «Ссылки») и оценить, что к чему.
Если счетчиков нет, либо статистика недоступна.
В этом случае придется прибегнуть к помощи поисковых систем. У Вас наверняка составлено ядро запросов, по которым на Ваш сайт могут придти целевые посетители. Если нет, то немедленно займитесь этим. В ядре запросов должны быть не только самые популярные слова, но и непопулярные, т.е. низкочастотные. По идее, это должен быть довольно большой список, если конечно, у Вас не очень узкая тема.
Вам нужно проверить позиции своего сайта, сайта конкурента и сравнить. Причем проверять нужно во всех ведущих поисковых системах. Это дело достаточно трудоемкое, но тут Вам на помощь придет программа PagePromoter, в ней есть специальный модуль, который автоматически проверяет позиции сайта во всех выбранных поисковых системах по заданному списку ключевых слов/фраз. Автоматизация этой задачи серьезно сэкономит Ваше время и силы. После завершения этой процедуры сравните и оцените полученные данные. Возможно, окажется так, что позиции конкурента в поисковых системах намного лучше, что объясняет более высокую посещаемость его сайта. Что в таком случае делать Вам?
Что делать если конкурент выше в результатах поиска?
Тут возможны три варианта:
Научиться все делать самому и поднять видимость сайта в поисковиках, т.о. обойти конкурента.
Нанять человека, который этим профессионально занимается.
Не делать ничего.
Третий вариант даже не рассматриваю, раз уж Вы дошли до этого момента в статье, значит, Вы все-таки хотели бы что-то предпринять.
Первый вариант потребует достаточно глубокого изучения темы, а потом поддержки знаний на должном уровне. Т.е. если Вы занимаетесь еще чем-то, то придется немного потеснить Ваши основные занятия и быть готовым уделять ежедневно несколько часов вопросам позиционирования сайтов в поисковых системах. У Вас есть столько времени и сил?
Второй вариант наиболее приемлем, т.к. тут Вы не будете терять время на обучение, человек, которого Вы наймете, уже должен знать многое. Единственный минус — деньги нужно платить. Но это нужно рассматривать не как минус, а как неотъемлемую составляющую успешного существования сайта в Сети.
Ну а если Вы являетесь как раз тем, человеком, который занимается поисковыми системами, или только учится, то Вы итак знаете, что нужно делать, если Ваши позиции чуть хуже, чем Вам хотелось бы. По крайней мере, существует достаточное количество материалов, чтобы была почва для размышлений. В данной статье я не буду рассматривать аспекты повышения видимости сайта. Продолжаем оценку конкурентов.
Оцените внешние ссылки, ведущие на сайт.
Не стоит забывать об исследовании ссылок, ведущих на исследуемый сайт. Ведь возможно была проведена кампания по наращиванию количества внешних ссылок, ведущих на сайт конкурента (что в свою очередь может улучшить позиции поисковиках). Возможно, Вы сможете выявить удачные обмены ссылками Вашего конкурента с кем-либо, или просто найдете места, где можно оставить информацию о Вашем сайте/услугах. Да и вообще, если количество внешних ссылок у сайта конкурента намного больше, а при этом если еще и Page Rank серьезно выше, то это повод хорошо задуматься над тем, что нужно увеличивать цитируемость сайта, иначе говоря, Вам нужно увеличить количество внешних ссылок ведущих на Ваш сайт.
Для того, чтобы время от времени отслеживать количество внешних ссылок на Ваш сайт и на сайт конкурента, можно воспользоваться программой PagePromoter , там есть модуль, который проверяет количество внешних ссылок известных выбранным поисковым системам, ведущих на заданный сайт. Программа проверит, сделает отчет, а Вы посмотрите и сделаете соответствующие выводы.
По поводу внешних ссылок, хотелось бы еще несколько слов сказать. Полезно не только считать их количество, но и просматривать, в каком виде и в каком контексте размещена ссылка на Ваш сайт. Внешние ссылки могут быть с разного рода форумов, электронных журналов, обзоров, и т.п., из них Вы можете узнать мнение остальных людей о Вашем сайте/услугах и конечно же о сайте конкурента, возможно именно так Вы сможете понять, что же людей больше привлекает на сайте Вашего конкурента. Ну а если уж Вы будете знать причину, то значит, Вы сможете определить для себя наиболее перспективные пути развития.
Заключение
В статье были рассмотрены некоторые наиболее доступные методы анализа конкурентов. Есть, конечно, еще методы, которые я не осветил, так, например, можно заказать исследование в какой-нибудь компании, которая этим занимается, но это повлечет за собой относительно серьезные затраты. Ведь отчет Вам сделают только один на раз, а в следующий раз Вам опять придется платить не малые деньги, чтобы повторно произвести оценку ситуации и т.д. А вот если содержать специалиста по данной теме, который все время будет контролировать ситуацию, предпринимать необходимые действия, давать рекомендации, то, в конечном счете, это будет выгодней и эффективней.