Перед тем как начать свою статью, я хотел бы выразить благодарность всем читателям, которые писали мне, отзываясь на публикации прошлых моих статей. Большое спасибо. Пользуясь случаем, хочу извиниться за то, что не смог ответить, так как свой старый модем продал, а до покупки нового руки не доходят - сессия все силы и желания убивает как наповал;). Надеюсь, организационный вопрос уладили. Теперь перейдем непосредственно к разговору о Photoshop.
Введение
Бесспорно то, что появление компьютеров изменило многие профессии. Это коснулось и издательского дела. Раньше этим делом занимались очень опытные люди, секреты передавались из поколения в поколения. Я не хочу сказать, что современные полиграфисты менее квалифицированы, просто большинство функций сейчас берет на себя компьютер. Операция, занимавшая в прежнее время часы работы опытного специалиста, теперь выполняется простым нажатием нескольких кнопок. Вследствие упрощения процесса все ринулись что-то издавать: кто-то пишет книгу собственных стихов, кто-то делает обложку для своей только что нарезанной матрицы, диссертацию, проспекты, газеты и так далее.
Бесспорным лидером в разработке и издательстве программных продуктов для полиграфических нужд является компания Adobe Systems Inc. Именно она первой реализовала программный и аппаратный интерпретаторы языка описания страниц PostScript, которые используют все высококачественные устройства вывода изображений и, прежде всего, фотонаборные автоматы, составляющие технологическую основу современного цикла подготовки полиграфических оригинал-макетов. Программы Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe FrameMaker, Adobe Separator, Adobe Acrobat, Adobe Streamline и другие составляют мощный пакет любого издательства.
Photoshop и кто с ним работает
Adobe Photoshop предназначен для обработки и создания точечной (растровой) графики. Программа используется для работы с фотографиями и коллажами из них, рисованными иллюстрациями, слайдами и мультипликацией, изображениями для WEB-страниц, кинокадрами. Photoshop обладает поистине практически безграничными возможностями. Программа позволяет производить ретушь, цветовую и тоновую коррекцию, размытие и повышение резкости. Возможность выделения и работы с частями изображения незаменима для оформления монтажей.
Системные требования
Дело в том, что в зависимости от размеров файлов изображений и приемов обработки системные требования к вашему компьютеру могут варьироваться. При работе с большими изображениями необходимо увеличить объем дискового пространства и размер оперативной памяти. Специалисты Adobe рекомендуют следующее: размер ОЗУ должен быть в три-четыре раза больше, чем средний размер ваших рабочих файлов, плюс 5-10 Мб. Таким образом, объем оперативной памяти в 32 Мб (а именно столько стоит у большинства пользователей) рассчитан на работу с файлами, имеющих размер не более 4.5-5 Мб. Относительно оценки свободного пространства диска применяется аналогичное правило - объем этого пространства должен в три-четыре раза превосходить средний размер рабочего файла. Процессор, как это ни странно, не столь критичен для системы, но все же без Р 200-233 не обойтись.
Что нового в версии 5.5
Прежде всего надо сказать, что новая версия имеет номер 5.5, что соответствует тому, что это доработанная старая версия и нововведений по сравнению с пятой версией не так уж и много, но они существенны. Впервые в линейке продуктов Photoshop появились столь широкие возможности для работы с Web. В Photoshop теперь интегрирована программа ImageReady 2.0, ранее выпускавшаяся как отдельное приложение. Теперь возможно готовить сложные изображения для Web, включая анимацию, изображения из нескольких частей, многослойные. При этом интерфейс обеих программ практически идентичен и между ними можно переключаться в процессе редактирования.
Появились новые возможности при работе с индексированными цветами: поддерживаются альфа-каналы и прозрачность. Новая команда и диалоговое окно Extract предназначены для выделения сложных областей, таких как волосы, шерсть, листва деревьев. Я думаю, меня поймут те люди, которые занимались созданием фотомонтажей (у меня постоянно крутился вопрос: как бы поаккуратней вырезать и вклеить подобные объекты так, чтобы граница выделения была незаметна). В новой версии значительно расширена функция автоматического экспорта нескольких изображений, обновлен механизм создания страницы с миниатюрами, возможно автоматическое размещение нескольких копий изображения на одной странице (Picture Package), а также создание каталогов изображений для просмотра в браузере (Web Photo Gallery). На этом, пожалуй, и остановимся, ибо в обратном случае Вы просто заснете, так и не дойдя до середины статьи, а мне бы этого не хотелось;).
В начале статьи упоминалось, что Photoshop предназначен для редактирования растровой графики. Сейчас я хотел бы остановиться и пару слов сказать про отличия растровой и векторной графики. Тем читателям, кому не интересно, или они с этим уже хорошо знакомы, могут переходить к следующему разделу, в котором будет затронута теория цвета.
Растровая и векторная графика
Все изображения, находящиеся в компьютерном виде, делятся на два больших класса - точечные (растровые) и векторные (объектные). В векторной графике все изображения описываются в виде математических объектов - контуров, которым могут быть присвоены некоторые заливки и обводки. Каждый контур представляет собой независимый объект, воспринимаемый программой как единое целое. Такие объекты можно перемещать, искажать, масштабировать и так далее. Программа хранит лишь математические описания контура, обводки или заливки и при изменении заново создает объект. Качество контуров при этом не ухудшается. В результате возможности редактирования объектных иллюстраций несколько ограничены - они лимитируются математическим аппаратом программы.
Точечные изображения описываются не кривыми, а сеткой точек. Эту сетку точек называют растром, а точки - пикселами. Программа хранит сведения о цвете каждого пиксела. Так, например, изображения на экране телевизора, монитора, иллюстрации в журналах, отпечатки, сделанные на принтере, - все это точечные изображения. Работа с точечными изображениями заключается в редактировании каждой точки, а не контуров объектов, как в векторной графике. Это обеспечивает полную свободу в редактировании изображений. Однако работа с точечными изображениями является более сложной, чем с векторной. Так, например, что Ваш глаз воспринимает как отсканированную фотографию Вашей любимой девушки, для программы это прямоугольная область с кучей точек разного цвета. Поэтому при редактировании необходимо определять характеристики каждого пиксела. Это делает работу человека более трудоемкой. Поэтому для редактирования какой-то области изображения необходимо ее выделить, так как программа не распознает объекты.
Теория света и цветовые модели
Свет - это электромагнитные волны определенной длины. Каким же образом в человеческом глазе формируются цвета? В целом, человеческий глаз - это сложный "инструмент", который воспринимает световые волны различной длины. Предположим, перед вами лежит 3.5-дюймовая дискета Verbanim. Обычно они черные. Почему? В принципе, каждый предмет является источником повторного излучения. Поглощая видимый (дневной) свет, наша дискета уже повторно отражает свет другой длины, который нашим глазом (в нашем случае дискета Verbatim) воспринимается как черный. По этой причине люди довольно плохо видят в темноте, так как окружающие нас предметы слабо отражают (лунный свет сам является лишь отражением солнечного и слишком слаб для хорошей видимости). Так, длина световой волны в 460 нм соответствует фиолетовому цвету, 470 нм - синему, 480 нм - голубому, 520 нм - зеленому, 580 нм - желтому, 600 нм - оранжевому, 640 нм - красному и так далее.
В программе Photoshop реализовано довольно много цветовых моделей, которые имеют свои особенности. Все цветовые модели характеризуются цветовым охватом. Цветовой охват - это диапазон цветов, который может быть воспроизведен, зафиксирован или описан каким-либо способом. Так, например, часть того, что воспринимает глаз (Lab), может передать монитор (RGB). Но все же на экране монитора нельзя точно передать чистые голубой и желтые цвета. Часть из того, что передает монитор, можно напечатать (CMYK). Например, на офсетной машине совсем нельзя передать цвета, составляющие которых имеют очень низкую плотность. Теперь давайте перейдем к описанию цветовых моделей и поговорим о них конкретней.
Модель RGB
Эта модель описывает излучаемые цвета. Модель RGB описана на трех базовых цветах - Red (красный), Green (зеленый), Blue (синий). Остальные цвета и оттенки образуются смешением этих базовых цветов. Из смешения красного и зеленого получается желтый, из смешения зеленого и синего получается голубой, синий и красный дают пурпурный. Если смешивают все три цвета, то в результате образуется белый. Базовые цвета иначе называются каналами. RGB - трехканальная цветовая модель. Количество каждого компонента в рамках программы может быть измерено в процентах или числами от 0 до 255, то есть каждый базовый цвет имеет 256 оттенков.
Эта модель представляется в виде трехмерной системы координат. Любая координата отражает вклад каждой составляющей в результирующий цвет в диапазоне от нуля до максимального значения. Внутри полученного куба и находятся все цвета, образуя цветовое пространство. Важно отметить особенные точки и линии этой модели. Начало координат: в этой точке все составляющие равны нулю, излучение отсутствует (черный цвет). Точка с координатами (255;255;255) - белый цвет. На линии, соединяющей данные две точки, располагаются серые оттенки.
Увидеть и определить цвета и параметры этой модели можно на палитрах Color Picker, Info, Color.
Модель CMYK
Данная модель описывает отражающие цвета. Как я уже упоминал выше, в зависимости от того, в какой области спектра происходит поглощение, объекты отражают разные цвета. Цвета, которые используют белый цвет, вычитая из него определенные участки спектра, называются субтрактивными (цвета модели RGB называются аддитивными, так как описывают излучаемые цвета путем смешения трех основных). Для их описания используется модель CMY (Cyan, Magenta, Yellow). В этой модели основные цвета образуются путем вычитания из белого цвета основных аддитивных цветов модели RGB. Понятно, что в таком случае и основных субтрактивных цветов будет три: голубой (белый минус красный), пурпурный (белый минус зеленый), желтый (белый минус синий). При смешении двух субтрактивных цветов результирующий цвет затемняется (в модели RGB при смешении двух аддитивных цветов результирующий цвет получается светлее).
Таким образом, при смешении максимальных значений всех трех компонентов должен получаться черный цвет. При полном отсутствии краски получится белый цвет. Смешение равных значений трех компонентов даст оттенки серого. Модель CMY аналогична RGB, в которой перемещено начало координат (в начале координат вместо черного (RGB) - белый (CMY)).
Данная модель - основная модель полиграфии. Пурпурный, голубой и желтый составляют костяк полиграфии и благодаря этим краскам большая часть видимого спектра может быть воспроизведена на бумаге. Кстати, существует довольно большая проблема в получении черного цвета. Вы можете возразить: "Но ты же только что сказал, что при смешении всех трех красок получится черный?" Да, я это утверждал, но теоретически. На практике же все иначе. Большинство красок, используемых при печати, имеют примеси, и при их смешении получается грязно-коричневый. А чтобы получить черный, нужно убабахать (если так можно выразиться) очень много краски, что неминуемо приводит к переувлажнению бумаги и качество печати ухудшается. И, как экономист, я могу сказать, что в свою очередь это весьма неэкономично и приводит к увеличению затрат на типографические нужды, что неминуемо ведет к подорожанию готовой продукции (журнала, предположим). Но не один я такой умный;). Поэтому другие умные люди добавили в цветовую модель уже готовый черный цвет. Этот цвет и дал последнюю букву в названии CMYK. Но почему К? Ведь на английском языке черный - это black! Да, но черный цвет - это ключевой, то есть Key. Отсюда можно сделать вывод, что модель CMYK - четырехканальная. Как и для модели RGB, количество каждого компонента может быть выражено в процентах или градациях от 0 до 255.
Безусловно, модели RGB и CMYK связаны между собой, но их взаимная конвертация не происходит без потерь. Главная задача - перевод из модели в модель с наименьшими потерями качества изображения.
Заключение
Надеюсь, эта и последующие мои статьи на эту тему позволят вам быстрее освоить основные навыки при работе с печатью и растровой графикой, которых так не хватало мне на первых порах, делая первые шаги.
В следующей статье будут рассмотрены следующие темы: - аппаратура и цветовые модели - цветовая модель HSB - планшетные цвета - разрешение и размеры изображения - глубина цвета - черно-белые штриховые изображения - полутоновые изображения - графические форматы - настройка Photoshop в зависимости от деятельности и максимального быстродействия и многое другое.
И еще раз в заключение хочу сказать, что свои вопросы и дополнения присылайте на адрес pirog@newmail.net.