Трюки и спецэффекты в PhotoShop 6.0 (часть 9)
 

В нескольких последних статьях речь в основном шла об эффектах, используемых со шрифтами, хотя этим область возможного их применения не ограничивалась, но именно такие примеры приводились. Это было сделано потому, что при использовании букв можно наиболее ярко продемонстрировать разнообразные стороны той либо иной работы, благодаря их не совсем простой и не совсем сложной геометрической форме, а также разной толщине, острым углам и полукруглым местам.

Сегодня же остановимся на ничуть не уступающей в популярности области применения познаний данного графического редактора, а именно на текстурах.
Ранее уже писалось о том, насколько необходимо умение создавать разнообразные узоры, имитирующие природные материалы, фантастические орнаменты либо что-нибудь другое, которые можно применять в качестве фона при создании web странички, плаката, объявления или другого творения. Кроме того, созданные текстуры можно сохранять в качестве заливки (о том, как это сделать, написано ниже) и использовать их потом, заполняя любые объекты, например, те же самые пресловутые буквы.
В сегодняшней статье будет рассказано не только об очередном эффекте, но и о фильтрах, которые понадобятся при его создании. Это вызвано письмами читателей, которые просят несколько подробнее останавливаться на рассмотрении параметров и возможностей используемых плагинов.
После того, как сказано несколько слов об областях применения, можно и даже нужно переходить к непосредственной работе.

Кирпичная стена


В одной из прошлых статей (КГ №46(287) от 21.11.00) уже было рассказано о том, как при помощи простых инструментов, входящих в стандартный набор PhotoShop, реализовать нечто подобное кирпичу. Однако тогда мы создавали новенькую, без единой трещинки стеночку. Все кирпичики были гладкие, швы ровные и аккуратные, и рисовали мы их руками. Сегодня же речь пойдет несколько о другом, а именно об имитации старой, потертой стены.
Прежде всего, создайте файл произвольных размеров и цветовой модели, однако если вы собираетесь в дальнейшем использовать его в качестве фона, то лучше сразу указать необходимый размер, хотя это вовсе не обязательно. Также следует обратить внимание на цвет, который может понадобиться, если вы не собираетесь остановиться на черно-белом варианте, и который поддерживается не всеми форматами.
Для того чтобы создать разводы на будущей стене, примените фильтр Sponge из набора Artistic. Настройки можно использовать любые, но лучше придерживаться золотой середины, то есть не делать их слишком мелкими или, наоборот, крупными, остановитесь на умеренной величине. На приведенном примере были использованы следующие параметры: Brush Size — 8, Definition — 7, Smoothness — 7. В результате получился эффект, напоминающий пятна, которые остаются после рисования губкой.
А теперь несколько слов, как и было обещано, о самом фильтре. Из названия, Sponge, а также из получаемого результата следует, что при использовании данного эффекта будет имитироваться наложение краски на холст или лист при помощи обыкновенной губки. Те, кто ранее сталкивался с работой в такой технике, сразу почувствуют сходство, тем же, кто нет, придется либо поверить на слово, либо попытаться порисовать самостоятельно и убедиться в данном утверждении.
При активизации фильтра перед пользователем появляется диалоговое окно, в котором можно регулировать следующие величины:
Brush Size — Размер кисти. Данный параметр изменяется от 1 до 10 и позволяет регулировать размер будущих мазков.
Definition — Контрастность. По сути, данный параметр следовало бы назвать затемнитель, так как при его увеличении (максимальное значение 25) на изображении становится больше темных цветов. Таким образом, при выставлении его равным 1, получается наиболее близкий к исходному результат, далее в нем будет преобладать все больше темных пятен.
И, наконец, последний параметр — Smoothness — Размытость. Изменяется от 1 до 15 и регулирует размытость между разными цветами.
Если исходный цвет фона был черным, то лучше инвертировать полученные цвета, проделав следующее: Image -> Adjust -> Invert, либо нажать сочетание клавиш Ctrl + I. Если же изначально изображение было белым, то данную операцию следует пропустить.
Следующим шагом будет создание самих кирпичей. Здесь можно поступить так, как было написано в одной из прошлых статей, которая уже упоминалась, тогда вы сможете контролировать не только размер кирпичей, но и ширину швов, их яркость, контрастность и другие параметры, а можно воспользоваться уже готовым фильтром, который не дает такой свободы действий, но значительно упрощает и ускоряет работу. Так что если у вас нет особенно важных причин для того, чтобы отдать предпочтение первому способу, то лучше остановитесь на втором, который заключается в следующем.
Примените фильтр Underpainting все из того же замечательного набора Artistic. Здесь есть достаточно большое количество параметров, которые, однако, не дают полного контроля за получаемым результатом, то есть вы его, конечно же, контролируете, но, к сожалению, не можете отрегулировать все до мельчайших подробностей. Писать о значении использованных величин нет никакого смысла, поэтому следует только сказать, что обязательным условием является лишь сама текстура, которая должна быть установлена как Brick, все остальное остается на ваше усмотрение.
Это достаточно интересный и полезный фильтр, так как он имитирует рисунок маслом по выбранному материалу. Полезность заключается в том, что объект, на который будет накладываться краска, может быть любым, например, кирпичом, как в рассматриваемом случае.

Несколько слов о настройках:
Brush Size — Размер кисти. Данный параметр в пояснении не нуждается, так как действует аналогично тому, как и во всех других случаях.
Texture Overage — Текстурный фон. Регулирует ширину мазка, в нашем случае кирпича, и степень его проступания, другими словами формирует выраженность нижнего рисунка, на который накладывается само изображение.
Texture — Текстура. Здесь можно выбрать одну из готовых текстур, например Brick (кирпич), Burlap (Мешковина), Canvas (Брезент), Sandstone (Известняк), а можно загрузить какое-либо изображение (Other (Другое)) формата PhotoShop (кроме тех, которые находятся в режиме Bitmap (Битовая карта)), что позволяет добиваться разнообразных и интересных результатов.
Для сопоставления масштаба текстуры и размера изображения следует использовать такой параметр, как Scaling (Масштаб), который изменяется в процентах.
Relief (Рельеф) — используется для регулирования глубины текстуры посредством изменения насыщенности темных тонов.
Light Dir (Направление света) — здесь угол падения освещения можно изменять с шагом 45 градусов, т.е. сверху, сверху справа, справа...
Кроме того, при активизации параметра Invert (Инвертировать) можно повернуть по цветовому кругу изображение.
После данного шага результат в черно-белом варианте получается достаточно симпатичным и сносным, однако, чтобы его несколько улучшить, можно слегка размыть получившийся результат при помощи фильтра Gaussing Blur, после чего повторно наложить текстуру кирпичей. При необходимости можно отрегулировать яркость и контрастность, используя настройки Brightness/Contrast из меню Image подменю Adjust.
Результатом таких действий должна стать хорошая стена, которую осталось только разукрасить. Здесь все зависит опять же от преследуемой цели. 
Если вы хотите сделать все как можно быстрее, а полученный результат не должен быть детально проработан, то лучше всего проделать следующее: Image -> Adjust -> Hue/Saturation. В открывшемся диалоговом окне установите птичку возле такого параметра, как Colorize, после чего, регулируя цвет, изменяя его по цветовому кругу, добейтесь желаемого результата.
Если же вы преследуете другую цель, то есть детальная проработка реализуемой текстуры, то возьмите такой инструмент, как аэрограф, силу нажима установите небольшую, порядка 10-20%, а режим работы Color, то есть изменяться будет только цветовая составляющая рисунка, никак не влияя на светотеневую. Начинайте закрашивать все изображение, оставляя кое-где небольшие неокрашенные участки. После того, как работа с этим цветом будет окончена, возьмите другой, близкий к первому, и проведите им несколько беспорядочных штрихов таким образом, чтобы реализовать эффект старой стены с облупившейся краской или местами разрушенным кирпичом.
На этом данный эффект можно считать выполненным. Если же вы собираетесь использовать его в качестве заливки, то необходимо определить его таким образом, чтобы это стало возможным. Именно об этом и пойдет речь ниже.

Создание новой заливки
В стандартном наборе PhotoShop 6.0 поставляется достаточно много красивых и разнообразных заливок, которые можно использовать при работе, однако, как бы ни старались разработчики программы, все равно они не смогут удовлетворить все желания пользователей. Это связано как с широкой областью применения данного графического редактора, разнообразием работ, так и с личными вкусами, которые очень редко совпадают. Руководствуясь этими и некоторыми другими причинами, создатели программы позаботились о пользователях и предусмотрели функцию, позволяющую самостоятельно создавать разнообразные текстуры.
Процесс создания новой заливки практически полностью повторит создание новой кисти, но чтобы стало окончательно понятно что да как, особенно для тех, кто не сталкивался с данной задачей ранее, все же остановимся на этом вопросе поподробнее.
Выберите или создайте изображение, которое вы хотите превратить в заливку (например, только что созданную кирпичную стену).
Если преобразовываться будет все изображение, то достаточно проделать всего одну операцию: Edit — Define Pattern (Определить заливку).
При работе с прямоугольной областью необходимо ее сперва выделить, используя инструмент Rectangular Marquee Tool (Прямоугольная область), а затем определить в качестве заливки аналогично тому способу, который описан выше.
Если возникает необходимость создавать заливку, которая будет иметь сложную, неправильную форму, то следует проделать следующее:
— выделите необходимый участок при помощи любого инструмента или путем маскирования;
— скопируйте его в буфер обмена, нажав сочетание клавиш Ctrl + C либо проделав Edit — Copy (Копировать);
— вставьте фрагмент назад Ctrl + V, Edit — Past (Вставить);
— Сделайте прозрачным нижние слои, щелкнув по пиктограмме глаза, расположенного слева от необходимого слоя. Верхний же слой, который образовался после того, как вы вставили выбранный участок изображения, должен остаться видимым.
— Определите изображение как заливку.
После того, как узор заливки создан, им можно заполнять любую, сколь угодно большую область, то есть достаточно создать небольшой образец размером всего в несколько сантиметров, а после заполнять им целые метры.
Следует только учитывать одну особенность. Если вы хотите получить бесшовную текстуру после заливки, то в первоначальном варианте правая сторона должна продолжать левую и наоборот, то же правило касается и верха с низом, так как заливка с помощью текстуры несколько напоминает оклейку обоями.
В одной из следующих статей речь пойдет о цветовом круге, который несколько раз упоминался здесь, но никогда не рассматривался подробно.

 
Автор: Корабельникова Галина
 
Оригинал статьи: http://woweb.ru/publ/18-1-0-125