До сих пор компьютерная графика остается весьма сложным и трудоемким процессом. Что трудности отпугивают случайных "юзеров", полезших в Photoshop даже не из любопытства, а просто от нечего делать, это неплохо. Но ведь и профессиональным художникам приходится несладко.
Мало того, что им необходимо что ни день придумывать новые варианты дизайна, композиции и постоянно искать оригинальные решения, чтобы конечные продукты их труда - будь то рекламные объявления, книги, журналы, Web-страницы или что-либо другое - не выглядели как сошедшие с конвейера автомобильного завода "Жигули".
Авторы графических редакторов, конечно, прилагают максимум усилий, чтобы автоматизировать выполнение рутинных операций и дать художникам возможность сосредоточиться не только на технической, но и на творческой стороне работы. Посмотрите, например, сколько действий выполняется в том же Adobe Photoshop не только вручную, но и автоматически.
С другой стороны, автоматизация никогда не будет доведена до такого уровня, чтобы можно было сказать машине "я хочу...", а она сразу все сама и сделала. Базовый инструментарий графических редакторов помогает справиться с коррекцией экспозиции, с простой ретушью, предоставляет джентльменский набор спецэффектов, которые могут послужить подспорьем при реализации сложных проектов. Однако это всего лишь инструменты, такие же, скажем, как кисти у художника или ноты у композитора. Комбинировать приходится человеку.
Несколько большие возможности для творчества предлагают подключаемые дополнения-plugin'ы. Они автоматически выполняют над изображением ряд "элементарных" действий, в результате чего возникает тот или иной, но заранее придуманный авторами модуля, эффект. Это уже автоматизация на более высоком уровне. Располагая набором хороших plugin'ов и досконально зная, что с их помощью удастся получить, художник может сосредоточиться на разработке сюжета, концепции и т.п. При хорошей проработке замысла с учетом возможностей инструментария львиная доля работы будет выполнена этими модулями-дополнениями.
Сегодня я хочу представить вам два не так давно появившихся plugin'а, созданных компанией Ulead, опыт которой в компьютерной графике не вызывает сомнений, а репутация очень высока. Сейчас вы сами убедитесь, что ее модули оправдывают ожидания профессионального художника и способны оказать очень серьезную помощь новичку, который хочет с самого начала производить качественные вещи. Этим они отличаются от полчищ левой ногой сваянных plugin'ов, которые как великая ценность передаются на компактах друг другу далекими от настоящей графики фанатиками-собирателями.
|
Ulead Type.Plugin |
Этот модуль предназначен для работы с надписями, но может применяться и к другим объектам - значкам, логотипам и т.п. Чтобы запустить данный модуль, надо либо выделить некоторую область (это может быть маска, построенная на основе текста), либо иметь объект (тот же текст) на прозрачном слое, тогда программа построит маску сама.
Модуль Type.Plugin включает 14 различных эффектов, охватывая практически все мыслимые манипуляции с надписями. Это очень мощный инструмент, так как для каждого эффекта в окно выводятся свои настраиваемые параметры и есть возможность пополнить галерею эффектов удачными находками.
Как и в остальных plugin'ах от Ulead, диалог прост, не перенасыщен загадочными регуляторами, действие фильтра можно моментально увидеть в кадре просмотра. Работает все быстро и надежно.
Теперь я хочу подробнее остановиться на предлагаемых Type.Plugin эффектах.
|
Gradient |
Это очень простой эффект - растяжка, или градиентная заливка. Он позволяет создавать надписи, плавно вырастающие из фона. Предлагаются три варианта растяжек: линейная строго сверху вниз, прямоугольная от краев к центру и такая же радиальная. Для заливки можно выбрать исходный цвет, в качестве второго цвета принимается цвет фона, установленный в Photoshop. Если опция Fill Color не активизирована, цвет заливки берется с изображения. Для градиента выбирается начальное и исходное значение цвета. Обе величины задаются в пределах 0 - 255.
Наиболее интересные вещи при помощи этого эффекта получаются, когда вы не выбираете цвет заливки, выделенная область содержит растровое изображение, а не просто одноцветна.
|
Hole |
Как следует из названия, этот эффект подобен дыроколу. Суть его состоит в том, что выделенная область изображения (текст) заполняется по образцу кружками, квадратиками или более сложными элементами. Их, кстати, вы можете создавать сами и добавлять к фильтру.
Так же, как и в предыдущем случае, имеется опция FIll Color, позволяющая задать цвет заливки. Если она не активна, берется исходное изображение со слоя, к которому применяется эффект. Образцы заливки можно инвертировать, то есть, скажем, вместо белых кружочков на прозрачном получить прозрачные кружочки на белом.
Остальные настройки выполняются с помощью двух ползунков. Первый (Size) позволяет масштабировать образец от 1 до 100%. Второй (Variation) управляет размещением образцов. При минимальном его положении образцы выстраиваются строго в ряд, при максимальном они размещаются чисто случайным образом.
|
Glass и Metal |
Это очень похожие эффекты, создающие характерную окантовку вокруг выделенной области или текста. Сами буквы становятся прозрачными. Окантовка размыта и напоминает свечение. Если эффект Glass еще как-то смахивает на стекло, то Metal у меня никаких ассоциаций не вызывает. Для Glass можно выбрать цвет окантовки. В обоих случаях с помощью ползунков изменяется количество отражений (Reflection) и мягкость краев маски (Fuzziness).
|
Emboss, Emboss-Outline и Emboss-Texture |
Название этого эффекта говорит само за себя. Правильно, он позволяет получить выпуклые буквы. Содержимое выделенной области, как и окружающего ее фона, сохраняется, в отличие от действия одноименного стандартного фильтра Photoshop. Просто добавляются освещенные и затененные участки, создающие иллюзию выпуклости.
Задается форма фаски по краю объекта (скругленная, с выемкой или прямая), направление освещения, степень контраста между тенями и фоном, а также толщина выпуклости. Этого достаточно для получения именно такого выпуклого текста, как вы задумали. Две разновидности фильтра позволяют получать очень интересные результаты.
Эффект Emboss-Outline делает выпуклыми не сами буквы, а только их контуры. Как и в "родительском" эффекте, в данном случае можно настраивать толщину выпуклости, направление падающего света и контрастность теней, но форму края изменить нельзя - он строго острый, треугольный.
С помощью Emboss-Texture получаются самые интересные вещи. В этом фильтре, как и в Hole, выбирается образец, по которому будет строиться рельеф. Так сказать, карта выпуклостей, если обратиться к терминологии 3D-графики. К имеющимся образцам можно добавить свои, они просто должны быть записаны в BMP-файлы.
Настройки для Emboss-Texture включают, кроме выбора образца, его масштабирование, прозрачность и контрастность. О форме краев, направлении света и толщине речь уже не идет. В принципе, это правильно, так как и без того есть возможность получить очень занимательные результаты.
|
Concrete |
Данный эффект заключается в придании тексту неровных краев, как бы из крошащегося бетона. Снова Ulead предлагает необходимый минимум настроек: степень неровности Roughness (чем больше эта величина, тем отчетливее проявляется эффект), направление освещения Light Direction и цвет источника света, падающего на объект немного спереди.
Причем цвет в этом фильтре надо выбрать обязательно, нейтрального не существует. Если установить белый, то все равно буква будет подкрашена серыми тенями, как и должно быть при освещении точечным источником вроде лампы.
Это довольно интересный эффект, хотя в большинстве случаев результаты не ассоциируются с
чем-либо натуральным. Замечу также, что его лучше применять к закрашенным буквам.
|
Sand |
Сильно напоминает Emboss-Texture, но лишен большинства настроек и работает не с подгружаемыми битовыми картами, а с генерируемым программой шумом. Внешне сходство с песком есть, но, к сожалению, цвет "виртуального песка" нельзя выбрать в самом фильтре, поэтому надо тщательнее готовить исходное изображение и покрасить буквы в требуемый цвет еще на слое Photoshop.
Управление очень простое и сводится к выбору направления освещения и степени неровности "песка" внутри букв.
|
Lighting |
За скромным названием этого эффекта скрывается не просто освещение, а очень любимый многими начинающими дизайнерами прием. Он позволяет сделать буквы псевдотрехмерными, похожими на изготовленные из полированной пластмассы или металла.
Настройки включают управление положением точечного источника света (угол и высоту над плоскостью, в которой лежит объект), выбор цвета для него, цвета поверхности букв, можно применить к их поверхности карту выпуклости (Bump Map). Наложение рельефа не очень оправданно, так как при этом пропадает выпуклость букв и результаты напоминают работу Emboss-Texture, только у того гораздо больше возможностей.
Зато без карты неровностей вы можете получить весьма приличные надписи с фальшивой позолотой. "Братки" будут в восторге.
|
Fire |
Ну вот, добрались и до самых художественных эффектов, предложенных Ulead в этом plugin'е. С помощью эффекта Fire, как нетрудно догадаться, надпись можно "поджечь". Причем, в отличие от множества других фильтров такого же назначения, вы получите немного утрированный, излишне декоративный, но зато легко опознаваемый огонь.
Чтобы не смущать пользователя фиктивным богатством возможностей, фирма Ulead вновь ограничилась самыми главными настройками. Можно выбрать цвет пламени в трех точках - по краю, в середине и на поверхности объекта. Ползунком задается сила огня, то есть длина языков пламени. Увлекаться с этой настройкой не стоит, так как при минимальных значениях вы получаете наиболее похожий на правду эффект.
|
Snow |
Коль есть пламя, то Ulead нельзя было пройти мимо его антогониста - льда. Правда, сей эффект назван снегом, но судите сами, что он вам больше напоминает.
Будучи прямой противоположностью пламени, снег-лед так и сделан. Настройки те же - три цвета и длина свисающих сосулек. Очевидно, что для Snow авторы применили тот же алгоритм образования языков, что и для Fire, но только повернули их вниз.
Получилось то же самое. Не слишком натуралистично, зато легко узнаваемо. Что и требуется при оформлении шапок и заголовков, когда не стоит слишком ударяться в имитацию природных материалов и предметов, ведь текст никто не будет рассматривать как мадонну Рафаэля - его прочитают.
|
Neon |
Эффект, многократно реализованный авторами как самопальных, так и фирменных plugin'ов, на мой взгляд, лучше всего получился у Ulead. Фильтр прост, как грабли. Настройки предоставляют вам выбрать цвет неоновой трубки и силу исходящего от нее света, иначе говоря, его рассеяние. Чем эта величина больше, тем сильнее проявляется эффект, но есть риск лишить картинку правдоподобности.
Это все регулировки! Остальное - варианты. Если выбрать режим Inside, получится надпись, когда буквы вырезаны в цельном листе, за которым спрятана неоновая подсветка. При режиме Outside надпись выполнена из отдельных непрозрачных букв, но источник подсветки по-прежнему спрятан за ними. Оба варианта вы тысячу раз видели на улице. Both Sides - третий режим, который имитирует буквы, изготовленные из неоновых трубок. Самый, так сказать, дешевый вариант, но требующий точного подбора силы свечения.
Эффект Neon лучше всего применять, когда за надписью расположена вполне материальная поверхность, так как у Ulead особенно хорошо получились отбрасываемые на "стену" отсветы.
|
Seal |
Последнее "чудо" от Ulead имитирует отпечаток штампа. Не скажу, что это получилось правдоподобно. Любой специалист по подделке документов высмеет эти потуги. Но, с другой стороны, не в реалистичности ведь дело. Просто это способ получать оригинальные красивые надписи.
Настройки позволяют выбрать цвет для заполнения буквы и "давление" на штамп, от которого зависит его "прилипание" и, соответственно, насколько плотно будет закрашена буква.
Как видите, Ulead Type.Plugin - мощный инструмент для знающего свое дело оформителя. С его помощью можно снять массу вопросов по оформлению рекламы и заголовков печатных изданий. Причем при абсолютной простоте интерфейса этот plugin оставляет свободу для творчества. Кроме изменения предложенных параметров, что уже само по себе позволяет получить оригинальные результаты, можно создать обширную библиотеку образцов и за счет этого существенно расширить функциональность половины эффектов.
Кроме того, Type.Plugin позволяет автоматизировать работу. Он поставляется с библиотекой вариантов настройки фильтров, вызываемой кнопкой Load. В эту библиотеку вы можете помещать свои удачные находки, нажимая на Add.
В отличие от "левых" plugin'ов, продукты от такой солидной фирмы, как Ulead, не могут поставляться без справочника Help. В данном случае он тоже имеется, но уж очень лаконичный, так что практически ничего нового вы из него не узнаете. Сведения ограничиваются описанием назначения параметров, нет никаких полезных рекомендаций и, что очень хотелось бы, примеров или идей по творческому применению предложенных эффектов.
|
Ulead Particle.Plugin |
Если описанный выше модуль предназначен для оформления отдельных объектов, то Particle.Plugin работает с картинкой в целом и обеспечивает более сложные эффекты. Не с технической точки зрения, а с художественной, поскольку их труднее использовать в общем замысле композиции.
Как следует из названия, компания Ulead предложила набор эффектов, базирующихся на мелких объектах-частицах. Под частицами понимаются внешне совершенно разные объекты, общее между ними то, что каждую из них можно передвигать, их размеры, количество и размещение генерируются модулем автоматически. Каждая из частиц в этом plugin'е представляет собой достаточно сложный объект, имеющий свой набор цветов, прозрачность, характеристики преломления и т.п.
Как и Type.Plugin, модуль Particle.Plugin отличает некоторая декоративность. Можно даже утверждать, что это дополнение не рассчитано на имитацию реалистичных картин. И создаваемые в нем звездочки, и туман, и фейерверки придают работе как бы сказочный вид. В стиле Диснея он работает, что ли?
Второе принципиальное отличие, не бросающееся, правда, в глаза, - этот модуль не дает вам возможности добавлять свои частицы и таким образом наращивать его мощь. В принципе, это можно было сделать, но Ulead посчитала, что с вас и так хватит. Тоже верно. Попробуйте работать с имеющимися эффектами и поймете, что даже если просто записывать на будущее удачные варианты, то и это позволит создать неслабую галерею спецэффектов.
Итак, что же нам предлагают.
|
Bubble |
В Particle.Plugin всего восемь вариантов частиц, и первый из них - пузыри. Пузырь всегда привлекал внимание компьютерных художников. При кажущейся простоте формы он является очень сложным с точки зрения имитации объекта. Вручную построить правильный пузырь практически невозможно, или, по крайней мере, не имеет смысла тратить на это несколько дней. Ведь есть инструменты, которые делают это автоматически. Particle.Plugin - один из лучших.
Его настройки разделены на две группы. Первая управляет эффектом в целом. Тут имеется возможность изменить число пузырьков, задать для них максимальный размер и диапазон изменения размеров, установить коэффициент отражения света от поверхности.
Вторая группа настроек управляет характеристиками отдельной частицы. Для нее задается персональное цветное освещение (рассеянным светом), выбирается цвет тела частицы и ее границы, а также сила точечного освещения. В моей версии plugin'а регуляторы цвета края и тела перепутаны - когда задаете цвет края пузырька, меняется его внутренний цвет, и наоборот. Впрочем, это ерунда. Привыкнуть можно.
Для каждой частицы можно подобрать угол и высоту расположения источника точечного освещения. Правда, когда вы имеете дело с десятком-другим пузырей, делать это нецелесообразно, да и свет в обычных условиях падает на все объекты одинаково. Другое дело, если вам нужен всего один здоровенный пузырь. Тогда имеет смысл подобрать параметры тщательнее.
В этом эффекте применяется генератор случайного размещения частиц. После его срабатывания каждую из частиц можно передвинуть вручную. Чтобы выбирать пузыри было удобнее, окно просмотра переключается на режим Wireframe, в котором пузырьки не прорисовываются, а показаны только квадраты, соответствующие их размеру. С помощью специальных кнопок можно передвигать пузырьки не только в плоскости изображения, но и по третьей оси - на передний или задний план, на один вверх или вниз.
Похоже, что на рекламе стиральных порошков, имея этот plugin, можно заработать на жизнь.
|
Firefly |
Фейерверки очень похожи на пузырьки. Это тоже объекты круглой формы, но не имеющие четкой границы - окруженные свечением яркие цветные точки.
Управляя этим эффектом, в отличие от предыдущего, вы не оперируете отражающей способностью, поскольку отражений просто нет. Для каждой частицы фейерверка задается цвет и прозрачность. Есть еще параметр Softness, от изменения которого зависит интенсивность свечения вокруг ядра частицы.
Когда программа генерирует эффект случайным образом, она не только подбирает размер и размещение частиц, но и вовсю пользуется цветом. Если пузыри вы получали одного окраса, то теперь не пугайтесь, когда зарябит в глазах. На то это и фейерверк.
Эффект очень интересный, выразительный, с хорошими перспективами применения в творческих работах, но совершенно не напоминающий реальные фейерверки. Разве что если смотреть на салют через запотевшее стекло, да еще и в сильно "приподнятом" состоянии духа...
|
Rain |
А в этом случае приходится иметь дело с частицами не круглой, а сильно вытянутой формы. Генерируемые фильтром штрихи призваны изобразить струю дождя. При старании и некоторой доли везения (удачный фон) удается получить очень даже реалистичную картинку.
Совсем другое управление. Главное, что вы не можете управлять частицами-струями индивидуально. Да это вам и не по силам. И не требуется. Достаточно общего управления, которое включает настройки количества, наибольшей длины и ширины штрихов, диапазон изменения их размеров. Забавно, что изменить угол наклона дождя нельзя. Если ветер на вашей фотографии будет дуть в одну сторону, а струи потекут в другую, получится очень смешно. Рекомендую в таком случае предварительно зеркально повернуть снимок.
Хотя частицами и нельзя управлять индивидуально, можно кнопкой случайной генерации Random попытаться подобрать лучшее размещение струй. Кроме того, есть возможность изменять цвет и оптическую плотность (непрозрачность) частиц, а также степень размывания фона (вода глаза заливает?).
|
Snow |
Снег, как известно, это тот же дождь, но в более холодную погоду. Близость имитируемых явлений нашла отражение в сходстве фильтров эффектов. Как и предыдущий, это эффект отличается возможностью создания вполне правдоподобных картинок.
Настроек в нем меньше. Хлопья снега хоть и неправильной формы, но все же вполне описываются одной величиной, поэтому имеются регуляторы их количества, максимального размера и диапазона его изменения. Для частиц можно задать цвет, получив снегопад в окрестностях промышленного гиганта (известно, что снег в таких местах бывает и синим, и зеленым, и красным). Последний регулятор предназначен для изменения плотности снежных хлопьев. Фон, в отличие от предыдущего эффекта, не размывается.
Хотя и не по сезону, но это очень полезный эффект. Пройдет полгода, и все дизайнеры займутся рождественскими и новогодними мотивами. Самое неприятное, что за год удается потерять все наработанное в прошлом предпраздничном сезоне. Каждый год народ заново рисует свечи, шарики, елки, снежинки, сугробы и толпы дедов-морозов. Particle.Plugin окажется отличным подспорьем.
|
Cloud и Smoke |
Эти фильтры имеют совершенно одинаковое управление и генерируют похожие эффекты.
Похожие, но не одинаковые. В первом случае облака имеют тенденцию к растягиванию по горизонтали, а во втором дым пытается струиться вверх. Это единственное обнаруженное мною отличие, все остальное одинаково.
Снова появилась возможность возиться с частицами по отдельности. Причем игра стоит свеч, так как случайное расположение облаков редко вписывается в пейзаж, а дым почти всегда не так обтекает предметы, как хотелось бы.
Управление эффектом опирается на регуляторы числа частиц, их максимального размера и диапазона изменения размера при работе генератора случайного размещения. Для всех частиц скопом можно выбрать цвет и оптическую плотность, сглаживание по горизонтали и вертикали, а также частоту. Последний параметр очень важен и интересен. Он определяет количество разрывов в облаках или в струйках дыма. Чем разрывов больше, тем динамичнее выглядит картинка. При минимальных величинах вы получаете длинные мягкие ровные струи.
Если же выбрать отдельную частицу, то поменять для нее можно будет лишь цвет. Не думайте, что это ограничивает полет фантазии. Изменения цвета достаточно для имитации предгрозовой обстановки в небе или разноцветных струй дыма на шабаше наркоманов.
Нюанс: цвет менять надо в самый последний момент, когда все остальное подобрано, иначе он для всех частиц снова будет назначен один.
|
Fire |
Этот эффект почти не отличается от описанных выше Cloud и Smoke по управлению и принципу работы, но кое-какие нюансы есть. Во-первых, нельзя управлять цветом частиц. Огонь всегда красный с желтым. Это не совсем удачное решение, лучше сделать так, как в одноименном эффекте Type.Plugin. Выбрав отдельную частицу, можно передвинуть ее в сторону или изменить ее прозрачность.
Эффект красивый, позволяющий нарисовать почти натуральный костер. Его ценность увеличивается при согласованном применении эффекта дыма и удачном подборе фонового изображения.
|
Star |
Последний эффект имитирует яркие звезды. Не те, что на башнях Кремля, а те, что в небе. Правда, звезды получаются волшебными, уж очень правильными и яркими.
Звезды в этом фильтре тоже можно передвигать вручную и задавать для каждой из них оригинальные параметры. Причем настроек в данном случае больше, чем обычно, и только два параметра не применяются при изменении отдельных частиц, а действуют на все сразу. Это число звезд и диапазон изменения их размера.
Остальные параметры можно изменять для каждой звезды индивидуально, так же как и для всех вместе. К ним относятся в первую очередь размер звезды в целом (включая гало) и число лучей. Во вторую очередь в глаза бросаются еще три размера - размер ядра звезды, диаметр ее гало и длина ее лучей. Для каждого из этих элементов частицы можно выбрать свой цвет. Следует только учитывать, что красная звезда с синими лучами и зеленым гало выглядит пугающе.
Параметр Star Ratio определяет соотношение длины четных и нечетных лучей. Рекомендую его изменять, тогда картинка получится более живой. Регулятор Direction в других эффектах фильтра Particle.Plugin, за исключением Bubble, не применялся. Он задает угол поворота частиц-звезд. Зато Opacity - оптическая плотность - есть в каждом фильтре.
Вот, собственно, и все эффекты модуля Particle.Plugin. Фирма Ulead постаралась сделать высококачественный продукт, и это ей удалось. Приятно, что даже при построении сложных объектов от вас не требуют разбираться в двух десятках настроек. Оставляя пользователю возможность регулировать только самые необходимые параметры, программа автоматически создает очень интересные эффекты. В некоторых из них, я считаю, модулю от Ulead нет равных.
Самое тяжелое при работе с этими дополнениями - научиться грамотно использовать их возможности, органично вплетая автоматические эффекты в общую канву вашей работы.
Остается добавить, что вы можете попробовать эти фильтры в деле. Их бесплатная 15-дневная пробная версия имеется на Web-сайте компании Ulead по адресу http://www.ulead.com/webutilities. Там вы обнаружите еще пачку plugin'ов, с которыми я собираюсь познакомить вас в скором будущем. |