Кто-то достигает успеха без курения, кто-то с курением. Кто-то достигает успеха быстро, кто-то не может добиться его на протяжении всей жизни. Одно несомненно – формула успеха вряд ли содержит такие составляющие, как "легкость" и "простота". У каждого формула успеха своя, и бессмысленно пытаться повторить. Однако не зря на западе огромной популярностью у читательской аудитории пользуются биографии знаменитых людей – попробовав проанализировать чужой способ мышления, причины и следствия действий, можно хоть как-то стать причастным к чужому успеху и попробовать смоделировать его с поправкой на свои специфические условия.
В этой статье мы приведем три истории успеха совершенно не похожих друг на друга людей и их подходов к поисковому продвижению. Каждый их них настойчиво работал на поприще бизнеса в Интернете, и каждый из них достиг успеха. Что объединяет их подходы к продвижению ресурса, и объединяет ли вообще – судить вам.
Начнет нашу историю Валерий Ковалев, генеральный директор компании "Эдил", интернет-сайт которого HOLODILNIK.RU на данный момент занимает лидирующие позиции по продажам бытовой техники через Интернет в Москве и Московской области.
"Торговый Дом Эдил, как оффлайновый проект существует уже достаточно давно – с середины 1993 года. Первый опыт интернет проекта– это интернет-витрина, которая была запущена в 1998 году. Ощутив к 2003 году рост продаж через интернет-проект, мы решили использовать его на полную мощность. Ввиду того, что первая версия сайта морально устарела даже в качестве визитки, было принято решение полностью его переделать и запустить полноценный интернет-магазин. Так появился проект под торговой маркой HOLODILNIK.RU. Новый интерактивный проект ставил своей задачей продажу техники с минимальными усилиями для покупателя, а также предоставление потенциальным клиентам информации, необходимой для успешного выбора той или иной бытовой техники.
С запуском Интернет-магазина были предприняты попытки повышения его посещаемости и продаж, на первых порах не совсем удачные, но мало-помалу люди начали узнавать о нас, появились заходы с поисковых машин. Мы пробовали баннерную рекламу – достаточно дорогой теперь, но эффективный в то время (на вложенные средства) способ повышения продаж, размещали поисковую рекламу на Яндексе и контекстную на Бегуне – это было уже лучше, но все равно съедало изрядную часть прибылей. В конце-концов мы пришли к решению, что сайту просто необходима эффективная раскрутка на поисковых машинах, и обратились к оптимизаторам. Поработав с несколькими фирмами, которые обещали чуть ли не золотые горы, сотни тысяч посетителей и тысячи покупателей в день, мы поняли, что поисковое продвижение, это, конечно же, крайне эффективный способ привлечения новых покупателей. Судите сами, в то время, как переход по контекстной рекламе стоит от 11 до 50 центов, оптимизаторский клик, то есть переход с результатов поисковой машины, обходится около 4 центов - лучше, не правда ли?"
С Валерием соглашается Армэн Бегларян, ведущий специалист ООО "Лаборатория Контента", бывший руководитель проекта "Планета Плитки": "Компания "Планета Плитки" была основана в 1995 году. Сегодня компания является крупным импортером керамической плитки на рынке отделочных материалов, имеет сеть магазинов в Москве и регулярно участвует в специализированных строительных выставках, выставляя на своих стендах последние коллекции керамической плитки от лучших мировых производителей. Постоянно растущая дилерская сеть представлена компаниями из Москвы, Владивостока, Омска, Вологды, Воронежа, Екатеринбурга, Перми.
Тем не менее, интернет-представительство компании - www.planetaplitki.ru - долгое время находилось в плачевном состоянии. Никакие успехи компании «в оффлайне» не могли компенсировать упущенную выгоду, возникавшую в результате неэффективной работы ее сайта. После проведения некоторых исследований рынка мы пришли к выводу, что сайту просто необходим комплекс мероприятий по продвижению в поисковых системах. Наши более успешные конкуренты получали львиную долю всех посетителей именно с поисковиков. Мы начали свои изыскания в этом направлении. Между прочим, я не курю."
Своим опытом продвижения сайтов в Интернете делится Светлана Бери, руководитель маркетинговых проектов Департамента Интернет-сервисов РосБизнесКонсалтинга:
"Можно долго писать о том, что в последнее время фраза «поисковая оптимизация» стала достаточно популярна и уже не свидетельствует о супер продвинутости человека, ее изрекающего. Теперь все «знают как», «владеют терминами» и т.д и т.п. Поэтому, очередной раз писать про то, что работает, что не работает, как меняются алгоритмы поисковиков и какие появляются новые методы борьбы с безвестностью сайта, не имеет смысла. Но даже при отказе обсуждать эти вечные темы остается еще большой пласт Интернет-маркетинга, в который собственно поисковая оптимизация и входит, не пройдя который не имеет смысла вообще заниматься продвижением.
И все же я начну плясать «от печки». За свою карьеру в качестве веб-маркетолога таких проектов как страховые компании "РОСНО", "НАСТА", мне пришлось построить и «вывести в люди» не один сайт. Это были сайты различной тематики: образование, страхование, туризм, архитектура, недвижимость. Основное, что хочется посоветовать людям, решившим вдохнуть в свой бизнес немного веба – прежде чем начинаете делать сайт – решите, зачем он вам нужен. Дань моде? Для строчки на визитке? Тогда сделайте заглушку и не тратьте время, деньги – вы больше заработаете на другом. Если же для вас Интернет – это еще один канал бизнеса, тогда вот что я Вам предлагаю сделать:
Разработать стратегию веб-маркетинга. И не важно, есть у вас уже сайт или нет – начинать его продвижение стоит только после того, как вы поймете куда надо вообще двигаться, а определившись с направлением – либо менять текущий, либо строить новый, правильный. Разрабатывая стратегию, ограничитесь одной главной целью сайта и максимум парой второстепенных (например: основная цель – продажи; второстепенная: визитка). При разработке стратегии сформируйте основной смысл сайта для его посетителей – чтобы зайдя на сайт, было ясно для чего он, что можно сделать, что увидеть.
Разработать концепцию дизайна. Причем, уже на этой стадии надо предотвратить очевидные ошибки поисковой оптимизации, а также избежать похожести с сайтами конкурентов. Кстати, благодаря комплексу Page Promoter очень просто найти основных конкурентов и, для начала, просто посмотреть дизайн их сайтов, увидеть их ошибки, чтобы самим не допустить таковых.
Заняться написанием качественных текстов, то есть, копирайтингом. Зачастую ошибочно полагают, что текст – второстепенно – главное красивая картинка. На самом деле правильно написанный текст, также как и грамотно разработанный дизайн – залог успеха сайта не только у поисковых машин, но и у ваших потенциальных клиентов. Анализ написанных текстов стоит проверить при помощи Page Promoter: частоту слов на странице, правильность заголовков и т.п.
Интегрировать дизайн и контент. Сайт готов. Прежде чем выпустить его в «большое плавание» - проведите полный аудит на наличие битых ссылок, пропущенных title, картинок без “alt” и других подобных ошибок. Я для этих целей пользуюсь модулями "Проверка ссылок" и "Оптимизация страниц" из программы Page Promoter, поскольку это не требует от меня временных затрат, а отчет можно послать по почте программистам для внесения правок.
Запустить сайт означает «оповестить» о нем поисковые машины, занести его в каталоги – одним словом повысить ТИЦ (PR). Совершенно не надо пугаться объема работы, который предстоит. С помощью Page Promoter вы сформируете необходимые описания, соответствующие интересующим вас поисковым запросам, и начнете автоматическую индексацию в поисковиках и регистрацию в каталогах.
Контролировать позиции сайта. Тут опять же можно воспользоваться функцией Page Promoter – проверять позиции в интересующих вас поисковых машинах по интересующим вас ключевым словам. Еще очень рекомендую установить Page Promoter Bar - прелесть его в том, что можно оперативно контролировать ресурс не запуская никаких приложений, кроме браузера.
Оперативное вмешательство. Если видите, что позиции падают или не происходит положительной динамики – делайте глубокий анализ не только страниц сайта, но и его статистики (опять же экономим время, настроив программу Site Statistics). Если вы подойдете к этому со всей ответственностью – вы обязательно найдете свои промахи и сможете их исправить.
Я набросала крупными мазками основные действия при создании ресурса. Я не коснулась вопроса качественного программирования сайта, поскольку это априори, да и тема не одной статьи. Для того, чтобы мои слова не казались джинсой – вы всегда можете проводить описанные выше мероприятия, что называется «руками» - не прибегая к Page Promoter – можно использовать другое ПО, можно пользоваться сервисами каталогов, поисковиков, установленной у вас программы статистики, счетчиков и т.п. И я не говорю, что это плохо. Каждый работает так, как ему удобно. Можно вообще нанять компанию, которая все это за вас сделает – останется только вопрос контроля. Но даже в этом случае очень удобно иметь под рукой комплексную систему, однажды настроенную и выдающую результат по требованию. Кстати, я не курю."
Валерий Ковалев развивает мысль Светланы: "Наш выбор пал на программное обеспечение NetPromoter – мы приобрели полный комплекс и ни разу не пожалели об этом. Преимущества налицо – став один раз зарегистрированным пользователем, мы получили неограниченное право на обновление версий программ, бесплатную поддержку, консультационные услуги. Все оптимизационные мероприятия мы проводим собственными усилиям – программы NetPromoter сняли 99% ноши с нашего ИТ-отделения – все основные действия запускаются нажатием одной-двух кнопок, на мою электронную почту отсылаются отчеты – если кто-либо из наших вебмастеров сделал что-либо не так, или несвоевременно, я могу с чистой совестью его пропесочить, имея на руках копии отчетов. К счастью, такое случается нечасто. К слову, я курю."
Армэн Бегларян рассказывает о собственном опыте работы с комплексом Page Promoter: "Проведенный с помощью программного обеспечения анализ видимости сайта в поисковых системах Рунета по более чем 50 профильным запросам пользователей показал, что работа над сайтом будет долгой и довольно затратной.
Было проверено количество проиндексированных страниц и прочие страничные факторы. В результате выявилось огромное количество неработающих ссылок и «нерадивых партнёров» - модуль Обмен Ссылками (программа Partner Links) неоценимо сокращает время проверки партнёрских ссылок, одну из самых рутинных процедур, связанных с продвижением сайта.
Был также установлен счётчик из программы Site Statistics (эффективно работающий и в настоящее время). После анализа посещаемости было выявлено большое количество нецелевых заходов на сайт, которые просто делали трафик, но не имели конверсии. Были также выявлены страницы, приводящие целевых посетителей на сайт (они не подверглись изменениям), а также запросы, которые ещё предстояло отработать на нашем сайте.
Сопоставив полученные по итогам двух недель работы результаты анализа (без автоматизации процесса он занял бы гораздо больше времени), был разработан план действий, который и привёл к сегодняшним результатам:
посещаемость сайта в первой половине недели составляет 600-740 уникальных посетителей в сутки;
с сайта стали поступать заказы на продукцию компании, увеличилось количество звонков (в том числе, из регионов) и приходов посетителей в магазины;
заработал механизм обратной связи с посетителями (пошёл поток вопросов в соответствующем разделе)."
"Конечно же, оптимизация не является какой-либо панацеей," – уточняет Валерий Ковалев. – "Скажем, не всем видам бизнеса она подходит. К примеру, если вы продаете какие-либо редкие или эксклюзивные товары - особняки в Подмосковье, лимузины или художественную ковку - то вряд ли вам стоит тратить время и усилия на продвижение на поисковых машинах, поскольку месячный объем вашей целевой аудитории недостаточно велик. Проще воспользоваться контекстной рекламой, например такой, как Яндекс Директ. В то же время, если вы продаете какой-либо сравнительно массовый товар - бытовая техника, мебель, работаете в туристическом бизнесе - поисковая оптимизация дополнит контекстную рекламу и спасет ваш бизнес от чрезмерных затрат. И конечно же, надо много над этим работать – надеяться на то, что программа все сделает за вас нелепо. Мы постоянно перелопачиваем Пейдж Промоутером выдачу Яндекса и Рамблера, стараемся определить причины перетасовок результатов, подбираем новые слова, повышаем цитируемость – все это, в комбинации с контекстной рекламой дает очень неплохие результаты."
Нельзя не согласиться с Валерием. Продвижение сайта в Интернете, как и любой другой вид коммерческой деятельности не может иметь готовых формул, и прием, который оказался исключительно удачным для одной компании, может привести к отрицательным результатам другую – в каждом конкретном случае следует делать поправку на специфику бизнеса, сезонные изменения целевой аудитории, и другие специфические факторы. Светлана Бери дополняет Валерия: "Еще один очень важный момент, который просто необходимо учитывать: помните, что ресурс создаете для людей, а не для поисковых машин. Удобство пользования (магическое слово юзабилити) – это то, что заставляет людей приходить на ваш ресурс повторно. Разработать правильно навигацию по сайту, обеспечить легкий доступ к наиболее сложным моментам и много другое, дающее вам очень весомое конкурентное преимущество даже в том случае, если ваш ресурс не лидер выдачи по поисковым запросам – это искусство, творить которое Вам не поможет ни одна программа по поисковой оптимизации. Здесь надо вкладывать душу, любить своих потенциальных посетителей сайта и прислушиваться к их мнению."
На мой взгляд, это наиболее точный итог всему сказанному выше. Да, можно привести на сайт крайне заинтересованного пользователя, но это только начало пути. Главное – удержать его на сайте и побудить к совершению определенных действий. И тут играют первостепенную роль не только функциональность и удобство сайта, но и слаженность работы всей команды, качество предлагаемой продукции. Очевидно – для того, чтобы добиться успеха, надо:
Очень рано вставать или поздно ложиться.
Очень много работать или попробовать думать головой.
Решить для себя курить или не курить.
В один чудесный день найти большие залежи нефти.
Шутка, конечно же. На самом деле успешных людей намного больше, чем нефтяных залежей, ни один из наших собеседников нефтью не торгует. Они нашли свою собственную формулу успеха. Не хотите ли и вы вывести свою?