Свое видение реалий и перспектив отечественного рынка интернет-статистики в интервью "Интернет.ру" высказывает Петр Дидух, технический директор компании NetPromoter.
- Петр, заинтересованность интернет-менеджмента в точном инструменте оценки аудитории посетителей веб-сайтов в последнее время породила множественные дебаты на тему: счетчики или лог-анализаторы – за кем будущее статистики?
- Действительно, сегодня уже нельзя игнорировать реально существующую проблему достоверности (точнее, недостоверности) интернет-статистики. В первую очередь она определяется и, если хотите, усугубляется тем фактом, что на территории Рунета пальма первенства отдается более дешевому, массовому и привычному инструменту сбора информации о посетителях – счетчикам. В то время как лог-анализаторы, по ряду существенных пунктов, однозначно их превосходят. Однако, по мере того как с развитием интернет-бизнеса возрастает ценность маркетинговой информации, неизмеримо возрастает и потребность в более качественной интернет-статистике. И если раньше, из-за сравнительной дороговизны, коммерческие лог-анализаторы оставались мало востребованными, сейчас в глазах профессионального потребителя именно с ними пытаются связать будущее статистики Интернета. Нередки даже высказывания о том, что объективнее статистики лог-анализатора ничего уже не может быть.
- Ваш личный взгляд и взгляд компании на эту проблему совпадают здесь с общепринятым?
- Не совсем. Мы действительно считаем, что время безоговорочного господства тех простых и доступных счетчиков, к которым мы так привыкли, безвозвратно уходит, однако здесь есть один маленький нюанс: именно счетчики, в отличие от большинства лог-анализаторов, гораздо лучше приспособлены для идентификации пользователей. Смотрите сами. На заре интернет-статистики самым распространенным способом идентификации уникальных пользователей была идентификация по IP-адресу, что делалось либо по показаниям счетчиков, либо по записям в лог-файлах сервера. Данный метод обладает максимальной погрешностью по сравнению с остальными. Эта погрешность определяется, прежде всего, тем, что сайт могут посетить несколько пользователей с одним и тем же IP-адресом, например, работающих через прокси-сервер, и тем, что пользователи модемов каждый раз при выходе в Интернет получают от провайдеров новый адрес, один из нескольких тысяч возможных.
Позже стала использоваться система идентификации по файлам cookies, которые веб-сервер, при его посещении, оставляет на компьютере пользователя, и по которым пользователь идентифицируется при повторном заходе на сайт. Именно cookies-идентификация используется сейчас подавляющим большинством счетчиков и практически не используется лог-анализаторами
- Однако, поскольку вся информация о посетителях фиксируется в лог-файлах сервера, что мешает лог-анализаторам извлекать данные из cookies-файлов подобно тому, как это делают счетчики?
- Особых технических сложностей здесь на первый взгляд нет, тем не менее, есть определенные трудности вот какого плана. Данная возможность работы лог-анализаторов с cookies-файлами ограничена для пользователей. Дело в том, что для того, чтобы в лог сервера Apache записывались cookies, необходимо подключить дополнительный модуль и настроить сервер на дополнительную запись поля cookies в лог-файл. А такую конфигурацию невозможно настроить из программы, и каждый пользователь должен это сделать самостоятельно. Если, конечно, у него есть такие полномочия и, самое главное, желание и возможность, ведь большинство получает уже определенную конфигурацию "по умолчанию" от хостера.
- NetPromoter известна как профессиональный разработчик специального программного обеспечения в области оптимизации веб-проектов. Что привело вашу компанию к созданию собственного продукта на нужды интернет-статистики?
- Именно проблемы, на которые я указал выше. Поскольку мы работаем в области, которая напрямую связана с всесторонней оценкой состояния сайта и изменений, связанных с нашими действиями по оптимизации, мы, в первую очередь как исполнители, заинтересованы в точной достоверной статистике сайта. Мы также заинтересованы в том, чтобы наши клиенты всегда могли реально оценивать все свои действия в Интернете, начиная с рекламных кампаний и заканчивая полной оценкой успешности коммерческого проекта.
До этого года мы, как и большинство заинтересованных пользователей Рунета, были вынуждены комбинировать данные лог-анализаторов и внешних счетчиков. Точнее пытались это делать, поскольку складывать данные, полученные "в попугаях" (от счетчиков) и "в удавах" (от лог-анализаторов) занятие весьма неблагодарное, а погрешность, которая возникает в результате такой работы, сводит на нет смысл самой работы. Несмотря на то, что наша компания разработала собственный анализатор логов LogAnalyzer, проблема статистики стояла очень остро. Ведь кроме сложностей с идентификацией пользователей, ни один лог-анализатор не способен предоставить данных об операционной системе и экранных настройках пользователя, об использовании им определенных браузеров и версий Java Script. А большинство внешних счетчиков весьма медлительны и часто не успевают "отметить" пользователя, не догружаясь с внешнего сервера. Поэтому мы взялись за разработку собственного программного решения, которое должно было максимально эффективно и удобно для пользователя объединить достоинства счетчиков и лог-анализаторов.
- Можно ли сегодня говорить об успешном решении данной проблемы?
- В пакете ПО "Статистика сайта" от NetPromoter представлено действительно комплексное решение. Чтобы это оценить, давайте посмотрим, как работает программа. При запуске модуля "Генератор скриптов" вам будут предложены код и файл: первый из них, написанный на JavaScript, надо разместить на все страницы, статистику по которым вы желаете получить. Он будет извлекать всю информацию, которая недоступна обычному лог-анализатору – поддержка Cookies, JavaScript, Flash, Java, цветность и разрешение экрана пользователя. Файл, размещенный непосредственно на сервере, будет работать как счетчик, устанавливающий cookies пользователям и формирующий собственный статистический файл. Использование внутреннего счетчика, заметим, сразу снимает все проблемы недозагрузок с внешнего сервера и, что немаловажно, "утечки" статистической информации во "внешнюю среду". Полученные со счетчика данные объединяются с данными, полученными с помощью анализатора логов. Надо сказать, что эта задача ранее уже стала камнем преткновения для ряда попыток объединения счетчика и лог-анализатора в "один флакон". Мы решили ее следующим образом: специально прописали счетчик под лог-анализатор. В нашей программе модуль "лог статистики" анализирует одновременно и собственные лог-файлы, сгенерированные счетчиком, и стандартные серверные лог-файлы. В итоге программа представляет обобщенные данные в виде более чем 60 разнообразных статистических отчетов. Подобный симбиоз счетчика и лог-анализатора, на наш взгляд, наиболее эффективен с точки зрения функциональности программы, а главное, с точки зрения получения высоко достоверных статистических данных. Также, пожалуй, стоит нескромно подчеркнуть, что наше решение является уникальным для подобного рода программного обеспечения. Тем не менее, в принципе, мы также оставляем пользователям возможность отдельного анализа стандартных лог-файлов сервера.
- Что Вы можете сказать об ограничениях, связанных с тем, что ваш продукт "Статистика сайта" был разработан для собственных нужд компании?
- На мой взгляд, вопрос поставлен не совсем корректно. Если мы предлагаем собственное решение в области интернет-статистики, это не значит, что оно должно иметь ограничения, связанные с теми задачами, которые решает наша компания. Таких ограничений, собственно, и нет. Оптимизация веб-сайтов - это одна сторона интернет-маркетинга, интернет-статистика – другая. Более того, то, что они функционально взаимосвязаны на уровне дополняющего друг-друга программного обеспечения, можно рассматривать только как большой плюс и значительное повышение функциональности всей системы. Смотрите сами, хороший лог-анализатор способен сгенерировать около сотни всевозможных отчетов, характеризующих аудиторию сайта и динамику ее изменений во времени и пространстве. Но что это дает маркетологу? Много часов головной боли. Ведь процесс статистики не имеет смысла сам по себе, без последующего анализа и дальнейшего воплощения и применения в менеджменте интернет-проектов. Мы пытаемся, если можно так сказать, максимально облегчить пользователю жизнь. Именно поэтому в пакет "Статистика сайта" сразу включены дополнительные программы, позволяющие применить полученную статистику для решения определенных задач по оптимизации. Именно поэтому наша "Статистика" также интегрирована в общий пакет программного обеспечения NetPromoter. Идеология нашей компании заключается в том, чтобы предложить пользователю не просто программу или модуль, решающий те или иные вопросы интернет-маркетинга, а в случае возникновения проблем кивать на несовершенство остальных частей процесса, а предоставить среду для все покрывающего управления интернет-проектом с точки зрения интернет-маркетинга. Я думаю, понятно, что вопросы соответствия и совместимости отдельных частей этой среды один из важнейших плюсов для профессионального пользователя. |