Трюки и спецэффекты в Photoshop 5.5 (часть 2) Версия для печати
 
Начиная изучать какой-либо вопрос, мы сперва обращаемся к теории, но для закрепления ранее рассмотренного нам не обойтись без практики. Для подтверждения данной мысли вспомним хотя бы школу. "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... ", но далеко не все, что старательные учителя пытались вложить в наши бессознательные головы, мы помним и сейчас. Ну кто вспомнит химические и физические свойства ацетальдегида или имя правителя Персидской державы в период с 522 по 486 годы до нашей эры? Совсем иначе обстоит дело с вещами, которые мы применяли на практике либо воспроизводили многократно в процессе работы. Наверняка никто не забыл, сколько будет 2*2 или как забить гвоздь. Все сказанное ранее можно отнести практически к любому виду деятельности.
Графические редакторы, в том числе и PhotoShop, не исключение. Можно долго рассказывать о различных цветовых моделях, рекомендовать те либо иные настройки, но пока сам не проделаешь все эти операции, они остаются непонятными. Поэтому эту и другие мои статьи, посвященные PhotoShop, я рекомендовала бы читать перед компьютером, чтобы самому убедиться либо разубедиться в том, о чем я вам буду рассказывать. А поговорим мы сегодня о масках.

Маска — это область выделения, представленная в полутоновом виде. Черные пикселы в маске соответствуют невыделенным областям, белые — выделенным, а серые — частично выделенным. PhotoShop дает нам возможности для создания двух типов масок. Первая — это быстрая маска. Она существует для однократного применения и не сохраняется, образует временный канал на период своего действия. Вторая — это просто маска, которую иногда еще называют альфа-каналом. Таких каналов одновременно может храниться довольно большое количество.
Преимущество маски в том, что она является независимым полутоновым изображением, то есть ее можно редактировать, не влияя при этом на основное изображение. При внесении в нее изменений можно использовать любые инструменты рисования и редактирования, любые фильтры, любые параметры при световой и цветовой коррекции.
Как вы уже знаете, PhotoShop — это графический редактор, предназначенный для создания и редактирования растровых изображений. Любой объект в растровой графике представлен в виде множества точек. Для того чтобы совершить какую-либо работу с этим объектом (развернуть его, масштабировать, дублировать, применить фильтр и др.), необходимо обозначить его границы, то есть создать выделенную область, в которой мы как бы изолируем необходимые нам точки (объект), оставшиеся же пикселы будут восприниматься программой как фон, ограниченный от редактирования.
Но что же делать, если надо отредактировать поочередно группу объектов. Ответ напрашивается сам собой: выделять их по порядку и производить необходимые манипуляции. Но проблема возникает в тот момент, когда выделенная ранее область может понадобиться вновь, а выделения зачастую могут иметь довольно сложные формы. Допустим, вы целый час провозились с выделением волос, применили кучу фильтров, настроек и, наконец, перешли к следующей своей задаче. Но вдруг вам вновь понадобится выделенная область, и что же делать, работать сначала? Именно для таких случаев и были придуманы маски, которых одновременно может храниться большое количество и которые при своей активизации превращаются в область выделения. Их можно складывать, находить их пересечения и производить ряд других манипуляций. В общем, маски вещь довольно интересная и, несмотря на то, что сперва кажутся довольно запутанными, легки в освоении.
До сих пор мы встречались лишь с контурным выделением, но порой нам необходимо создать плавный переход от одного объекта к другому либо контурное выделение, но весьма сложной формы. Со всем этим поможет справиться режим быстрой маски. Это наиболее простой и удобный способ определить необходимую группу точек. Прежде чем войти в этот режим, как правило, создается приблизительная область выделения, при помощи стандартного набора инструментов, предназначенных для этих целей в "PhotoShop" (различные виды лассо, волшебная палочка, простые области выделения). Затем, перейдя в режим быстрого маскирования, вы имеете возможность сосредоточиться на уточнении выделения. Хочется отметить, что изначальное определение области выделения необязательно, но это поможет вам в работе, пока вы окончательно не освоитесь с новыми альфа-каналами.
В режим быстрой маски вы можете перейти, выбрав его на панели инструментов либо путем нажатия клавиши "Q". Если вы последовали моему совету и изначально выделили какую-либо область, то изменения увидите сразу после перехода в режим быстрой маски. Выделенная область представляется в виде пленки светло-красного цвета. Красный цвет пленки установлен в программе по умолчанию. Однако если в вашем изображении довольно много цветов красного оттенка, то создание маски будет несколько затруднено. Я советую открыть панель каналов, в конце вы увидите временный канал, называемый "быстрой маской". Щелкните по нему два раза левой клавишей мыши либо в дополнительном меню выберите "параметры быстрой маски". Перед вами откроется таблица, в которой вы сможете выбрать цвет маскировки, а также ее прозрачность.
Вы наверняка обратили внимание, что при переходе в режим быстрой маски контур выделения исчез. На самом дели он временно прекратил свое существование, так как все производимые операции будут относиться непосредственно к самой маске и не затронут изображение.
При переходе в стандартный режим либо при повторном нажатии клавиши "Q" контур появится вновь.
Для того чтобы удалить часть выделенной области, вам надо добавить пикселы белого цвета, чтобы добавить — красного. Эту операцию вы можете выполнять при помощи любого инструмента PhotoShop, в том числе и таких инструментов, как кисточка, аэрограф, ластик. При раскраске полутонами вы добавляете растушеванные выделенные области. Как видно, режим быстрой маски позволяет растушевывать одни контуры, в то время как другие остаются четкими. К тому же вы можете многократно изменять контуры выделения, видя свое первоначальное изображение, что имеет немаловажное значение.
Но, создавая маски, не следует забывать о столь замечательном инструменте, как градиент. Он позволяет добиться наиболее плавного перехода от выделенной области к частично выделенной и, наконец, к не выделенной.
На основе этого замечательного свойства я и предлагаю создать новое изображение, которое мы "слепим" из двух других. Итак, возьмите две фотографии или два рисунка, впрочем, выбор предоставляю вам самим. Я взяла фотографию большого города и прибрежного пейзажа с пальмами.
Возьмите первое изображение и выделите все. Это можно сделать при помощи сочетания клавиш "Ctrl+A", либо "выделить -> все". Затем скопируйте в буфер "правка -> копировать", либо "Ctrl+C".
Теперь перейдем ко второму изображению. Перейдите в режим быстрого маскирования, нажав клавишу "Q". Затем при помощи инструмента "линейный градиент" создайте линейный переход от черного к белому, либо вы можете выбрать градиент с переходом от переднего плана к фону. Черный участок представляет область, которую вы хотели выделить. Если при использовании градиента у вас возникнет ощущение присутствия на вашей маске полос, то вы можете добавить немного шума с небольшим значением его величины (порядка 24) и равномерным распределением. Когда вы получили удовлетворяющий вас вариант, то вы можете перейти в обычный режим при помощи повторного нажатия клавиши "Q". Если вы вдруг перепутали выделенную область с невыделенной, то вам вовсе не обязательно возвращаться в режим быстрого маскирования, а лишь достаточно инвертировать ваше выделение, нажав клавиши "Ctrl+Shift+I", либо "выделить -> инвертировать".
Когда вы определились с выделенной областью, осталось выполнить следующее "правка — > вставить в", либо "Ctrl+Shift+ V". Ну как вам результат, впечатляет? Да, кстати, если у вас монитор поддерживает разрешение хотя бы 800*600, то вам вовсе не обязательно копировать первое изображение в буфер, а затем вставлять. Вы можете просто перетащить выделенное изображение при зажатой клавише "Ctrl". (Рекомендуемое разрешение при работе с графическими редакторами 1024*768).
Я думаю, вы убедились, что режим быстрой маски позволяет создавать эффекты недоступные при работе с обычными выделениями. И не забывайте, что у вас есть не только линейный градиент, но и радиальный, ромбический, угловой, отраженный, а также всевозможные фильтры и другие автоматизированные спецэффекты.
Если же ваша временная маска может вам еще понадобиться, то не стоит выходить из ее режима, предварительно не сохранив ее, а программа позволяет вам это сделать. Для этого достаточно в палитре каналов перетащить "Быструю маску " на значок, символизирующий новый канал.
Все выше сказанное относилось к быстрой маске, но существует еще и простая. Она представляет собой выделение, сохраненное в независимом канале, который можно также редактировать, как и "быструю маску". Как же создать такой новый (альфа) канал или маску? А очень просто! Вам необходимо преобразовать выделенную область в канал маски. Для этого вы можете произвести следующие действия: "выделить
-> сохранить выделенную область", либо вы можете щелкнуть правой клавишей мыши в окне изображения и выбрать "Сохранить выделение", это позволит преобразовать вашу выделенную область в новый канал. Если у вас есть какой-то старый канал, который вам больше не понадобится и вы хотели бы его заменить, то вам нужно выбрать имя его в раскрывающемся меню "каналы". Но есть еще и третий способ преобразовать выделение в канал. Для этого достаточно щелкнуть мышью на ярлычке создания канала (не путать с новым каналом) — и PhotoShop автоматически создаст новый канал, преобразует область выделения в маску и поместит ее в этот канал. Проверить, как выглядит маска, вы можете, щелкнув на соответствующем ярлычке в палитре каналов. И не забывайте, что белым цветом представлена выделенная область, черным — невыделенная, а полутонами — частичное выделение. Если вам надо преобразовать канал в область выделения, то вам необходимо нажать сочетание клавиш "Ctrl+Alt+ номер преобразуемого канала", либо щелкнуть мышью на пиктограмме преобразования маски в выделение в нижней части палитры каналов.
Если вам необходимо добавить канал к какой-либо области выделения, то щелкните на имени соответствующего канала, зажав при этом клавиши "Ctrl+Shift". Если же вам нужно пересечение, то зажатыми должны быть клавиши "Ctrl+Shift+Alt".
И еще один нюанс. Если вам понадобится отредактировать контур выделения внутри канала маски, то щелкните на кнопке режима быстрого маскирования. Это может показаться несколько странным, но вы действительно можете перейти в режим быстрого маскирования, даже если работаете в канале маски. Но только цвет маски и цвет быстрой маски должны непременно отличаться.
Маски, как никакой другой инструмент в PhotoShop, демонстрирует сверхвысокий профессиональный уровень и фантазию создателей этой программы. Действительно, с помощью масок редактирование многослойных и сложных изображений превращается в легкое и занимательное дело. Результаты же просто фантастичны по своему качеству и красоте (хотя, разумеется, все зависит и от вас). Стоит сказать, что подавляющее большинство сложных рекламных коллажей, которые я видела, созданы с непосредственным участием маскирования. И это не удивительно, ведь вы видели, какого интересного эффекта вы смогли добиться, используя лишь две фотографии и один градиентный переход. Но ведь возможности этим не ограничиваются, так как у вас есть еще множество фильтров, спецэффектов, экшенов.

 
Автор: Галина Корабельникова
 
Оригинал статьи: http://woweb.ru/publ/18-1-0-85
 
Рейтинг@Mail.ru
© Студия WEB-дизайна PM-Studio, 2005. Все права защищены.